Как сохранить тепло и не дать холоду испортить идеальное катание — об этом в этой статье.
Солнечный морозный день, пушистый белоснежный снег, компания хороших друзей — идеальные условия, когда хочется кататься без остановки, от открытия канатки до последнего подъема. Но что делать, если холод пробирается под одежду, угрожая превратить день в борьбу за тепло? Чтобы не мерзнуть, важно знать несколько простых, но эффективных приемов, которые позволят оставаться в комфорте на протяжении всего дня. Как сохранить тепло и не дать холоду испортить идеальное катание — об этом в этой статье.
Правильная одежда
Чтобы не мерзнуть, важно не потеть, а для этого необходимо правильно одеваться. Одевайтесь слоями по принципу "луковицы". Базовый слой отводит влагу, средний — сохраняет тепло, а внешний защищает от ветра и осадков. Термобелье, флиска, тонкая куртка с синтетическим утеплителем (или легкий пуховик) и мембрана — вот набор одежды, позволяющий эффективно поддерживать оптимальный тепловой баланс во время катания. Если становится жарко, вы легко и быстро можете снять один из слоев, чтобы избежать перегрева и появления испарины, которая охлаждает тело. На подъемниках, во время отдыха или при изменении погодных условий, чтобы не мерзнуть, достаточно добавить дополнительный слой.
Обычно, в качестве слоя, которым осуществляется терморегуляция выступает тонкая утепленная куртка, проводящая большую часть времени в рюкзаке райдера и извлекаемая из него, когда интенсивность катания снижается, на открытых кресельных подъемниках, или когда объявляется чайная пауза. Людям, склонным сильно потеть, рекомендуется использовать куртку с синтетическим утеплителем, способным быстро высыхать при намокании. В целом, тонкий пуховик отлично справляется с этой задачей, занимая минимум пространства в сложенном виде. Также вместо куртки можно использовать пуховую безрукавку — её удобно надевать непосредственно поверх мембраны на подъемнике и быстро снимать перед спуском.
Уделите повышенное внимание характеристикам мембранной куртки. Катание на горных лыжах — это как раз тот случай, когда паропроницаемость мембраны важнее её влагозащитных свойств (за исключением отдельных горнолыжных регионов с теплым климатом и частыми осадками в виде мокрого снега). Для фрирайда используйте куртку без утеплителя с показателями паропроницаемости мембраны от 20 000 мм (Gore-Tex Pro, TNF Futurelight, Polartec Power Shield Pro и им подобные).
Обязательно положите в рюкзак запасные перчатки и бафф (балаклаву). Катание не всегда обходится без падений, да и обычные манипуляции с ботинками и лыжами могут сделать перчатки влажными. Приятно в середине дня сменить промокшую пару на сухую.
Что касается нижней части тела, то вариаций много, всё зависит от индивидуальных предпочтений. Бёдра и икры, как правило, потеют меньше, чем верхняя часть тела. Это связано с тем, что на ногах расположено меньше потовых желёз по сравнению с областями, такими как грудь, спина или подмышки. Поэтому нижняя часть тела не столь требовательна к качеству мембраны и не так сильно охлаждается через процесс потоотделения. Можно использовать мембранные брюки без утеплителя с тонким или толстым термобельём, брюки с тонким слоем синтетического утеплителя в сочетании с тонким термобельём или брюки без утеплителя, но с тонкой влагоотводящей подкладкой без использования термобелья. Мембраны с паропроницаемостью 10 000 мм в большинстве случаев будет достаточно. Главная проблема — это холодные, мокрые сиденья кресельных подъемников. Можно возить с собой маленькую сидушку или сидеть на запасной паре перчаток.
Ступни – отдельная тема
Замёрзшие пальцы ног — одна из самых распространённых проблем горнолыжников. Если руки можно быстро согреть, сняв перчатки и засунув ладони в карманы штанов, куртки или под флиску поближе к телу, то с ногами ситуация сложнее. Снимать ботинки на склоне, да ещё на морозе, — сомнительный вариант, а согреться внутри них, когда пальцы уже замёрзли, — задача не из простых.
Вот несколько решений.
Ботинки
Главное назначение горнолыжных ботинок — быстро и точно передавать усилия лыжника на лыжи, что достигается плотной посадкой. Но излишняя плотность может привести к передавливанию кровеносных сосудов и нарушению кровообращения, что, в свою очередь, является главной причиной быстрого замерзания стоп и пальцев, даже в относительно тёплых погодных условиях.
Правильно подобранный размер ботинок обеспечивает комфортное катание в течение всего дня. Если ботинок мал по длине, пальцы будут упираться в переднюю часть внутренника, продавливая теплоизоляционный материал, из которого изготовлен сапожок, что, помимо дискомфорта, приводит к их замерзанию. При слишком узкой колодке, ботинок чрезмерно сдавливает стопу даже с расстёгнутыми клипсами. Также важно обратить внимание на расположение клипс. Некоторые варианты конструкций ботинок могут просто не подходить конкретному человеку ввиду индивидуальных анатомических особенностей ступни. Например, людям с высоким подъёмом редко подходят трёхклипсовые модели с фиксирующим ремешком на сгибе.
В идеале, при застёгнутых клипсах, ботинок должен надёжно фиксировать пятку и плюсну, при этом оставляя некоторое пространство в районе пальцев. С расстёгнутыми же клипсами объёма ботинка должно хватать для нормальной циркуляции крови.
Для идеальной посадки ботинок по ноге есть смысл обратиться к бутфитеру. Квалифицированные специалисты способны решить, если не все проблемы, связанные с ботинками, то по крайней мере большую их часть.
Немаловажный момент — и сам внутренний сапожок. В облегчённых моделях ботинок зачастую используется тонкий внутренник, просто непредназначенный для использования при низких, а тем более сверхнизких температурах.
Носки
Ещё одна важная деталь, на которую нужно обратить повышенное внимание, — горнолыжные носки. Важно, чтобы размер носков, так же, как и ботинок, соответствовал размеру ступни. Правильный размер снижает риск образования складок, натираний и прочих ненужных проблем. Обратите внимание на швы — они должны быть плоскими. Не стоит использовать носки с высокой компрессией, которая может несколько нарушать кровообращение, способствуя замерзанию ног. Используйте носки из синтетических материалов (Primaloft, Thermolite), шерсти мерино, а также из комбинации этих волокон. Толщина носков будет зависеть от толщины и состояния внутреннего сапожка. Если ваши ботинки обладают тёплыми сапожками, сидят точно по ноге, не оставляя много свободного пространства, то нет необходимости в толстых объёмных носках — тонких синтетических будет достаточно. Всё, что нужно, — это прослойка между кожей и внутренником, которая эффективно отводит влагу и быстро высыхает. Если же материал сапожка усел и потерял часть своих теплоизоляционных возможностей, свободного пространства внутри ботинка стало больше, то разумно использовать носки потолще.
Правильные ботинки в сочетании с правильными носками — залог комфортного катания в умеренно холодных погодных условиях. Для экстремальных температур и людей, чьи ноги склонны мёрзнуть при любой погоде, существуют ещё несколько рекомендаций, позволяющих решить эту проблему.
Неопреновые накладки
Простое приспособление, эффективность которого подтверждена многими райдерами. Неопрен — материал, известный своими теплоизоляционными свойствами, помогает сохранять тепло, создавая дополнительный барьер между внешней средой и ногами. С помощью неопреновых накладок вы добавляете ещё один слой теплоизоляции, увеличивая на несколько градусов температуру внутри горнолыжных ботинок.
Носки и стельки с подогревом
Пожалуй, самое простое решение проблемы замёрзших ног — это носки или стельки с подогревом. Оно универсально, поэтому подходит всем: любителям трассового катания, фрирайдерам и скитуристам. В любом случае, при наличии проблемы с замёрзшими пальцами ног, мы рекомендуем начать с подгонки ботинок или замены неправильно выбранного снаряжения. В долгосрочной перспективе это более верный подход, так как устраняет первопричину дискомфорта, которая может сказаться на здоровье в целом. Если же вы удовлетворены имеющимся снаряжением, но ноги всё равно мёрзнут, или вы часто катаетесь в регионах, где низкие температуры — обычное дело, данные девайсы помогут решить проблему с холодом. К тому же, иногда, излишне плотная посадка ботинок — это осознанное смещение приоритета в пользу качества катания над комфортом.
Используя стельки, вы можете надевать носки разной толщины и менять их хоть каждый день, не заботясь о регулярной стирке. На этом преимущества стелек заканчиваются. Носки с подогревом — более функциональная вещь по нескольким причинам. Носки не имеют торчащих проводов, которые могут натирать ногу, аккумуляторные батареи прижаты к телу лыжника, что продлевает время их работы, а также вы можете использовать привычную стельку, особенно важно, если она у вас «кастомная» (изготовленная по слепку вашей ступни). Кстати, к «кастомным» стелькам можно прикрепить нагревательные элементы. Недостаток носков с подогревом — небольшой запас прочности (носки довольно быстро протираются) и особенности стирки (руками, без применения агрессивных моющих средств). Общим же недостатком электронных девайсов является цена, ограниченный ресурс аккумуляторов и необходимость следить за зарядом батареи, не забывая подзаряжать их по мере необходимости.
Несколько дополнительных рекомендаций
Ботинки и носки должны быть сухими. Очевидно, что при прочих равных, в мокрой обуви ноги мёрзнут гораздо быстрее, чем в сухой. С научной точки зрения это объясняется высокой теплопроводностью воды по сравнению с воздухом. Но и без научных доказательств не многие наденут утром мокрые носки, собираясь покататься на горных лыжах. Запасная пара катальных носков — вещь само собой разумеющаяся. А вот ботинки — совсем другое дело. Возить с собой запасную пару неудобно и накладно, да и иметь несколько пар горнолыжных ботинок — удел истинных фанатов. Поэтому важно не забывать просушивать ботинки после катания. Вытаскивать внутренники и ставить их поближе к батарее или использовать специальные сушилки, облегчающие этот процесс и делающие его более эффективным.
Надевайте ботинки в тепле. Греет не сам материал внутренника горнолыжного ботинка, а тёплый воздух, закапсулированный в его структуре, создающий теплоизоляционную прослойку. Внутренник ботинка, находившегося в тепле, имеет температуру окружающей среды и сразу создает прослойку из тёплого воздуха. Если же надевать ботинок на холоде, помимо того, что это труднее, потребуется дополнительное время, чтобы нагреть внутренний сапожек. При этом, пока он не нагреется до температуры тела, он будет охлаждать стопу. Старайтесь по возможности надевать ботинки в тёплом помещении.
Расстегивайте клипсы ботинок на подъемнике. Не нужно расстегивать все клипсы. Это неудобно, отнимает много времени и лишние силы. Достаточно расстегнуть две нижние бакли, чтобы восстановить нормальное кровообращение и пошевелить пальцами. Главное — не забыть затянуть их потуже перед спуском.
Термос c чаем и перекус
Рюкзак — неотъемлемая часть снаряжения фрирайдера и вещь, которая делает катание комфортнее. Чтобы кататься целый день и не мерзнуть, помимо пуховика и запасной пары перчаток с баффом, обязательно положите в рюкзак небольшой термос с горячим чаем и перекус. К середине катального дня, когда от завтрака остались одни воспоминания, необходимо восполнить запас калорий, без которых организму сложно вырабатывать энергию, необходимую для активного катания и поддержания теплового баланса. При недостатке калорий организм может начать экономить энергию, замедляя обмен веществ, что приводит к ухудшению терморегуляции. В условиях холода это означает, что тело начнёт хуже согреваться, а конечности, такие как пальцы рук и ног, будут первыми ощущать холод. Поэтому заведите привычку брать с собой на склон горячий чай, обогащённый мёдом, лимоном и имбирём, пару шоколадных батончиков, орехи, сухофрукты или сэндвич. Можно объявить официальную чайную паузу или делать короткие перекусы в кабинке канатной дороги по пути наверх.
Для каждой проблемы есть свое решение. Мороз для фрирайдера не враг, а друг, сохраняющий пушистую целину и в идеальных кондициях. Надеемся, данные советы сделают ваше катание еще более комфортным. До встречи в горах!
В статье использованы фотографии: outdoorresearch.com, ayaq.com, gearjunkie.com, therm-ic.com